«Русские боги» — кто они?

Рубрики: Размышлизмы; автор: .

Повесть временных лет

Год 6579 (1071).

«Такой волхв объявился и при Глебе в Новгороде; говорил людям, притворяясь богом, и многих обманул, чуть не весь город, говорил ведь: «Предвижу все» и, хуля веру христианскую, уверял, что «перейду по Волхову перед всем народом». И была смута в городе, и все поверили ему и хотели погубить епископа. Епископ же взял крест в руки и надел облачение, встал и сказал: «Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, кто же верует Богу, пусть ко кресту идет». И разделились люди надвое: князь Глеб и дружина его пошли и стали около епископа, а люди все пошли к волхву. И началась смута великая между ними.

Глеб же взял топор под плащ, подошел к волхву и спросил: «Знаешь ли, что завтра случится и что сегодня до вечера!». Тот ответил: «Знаю все». И сказал Глеб: «А знаешь ли, что будет с тобою сегодня!» — «Чудеса великие сотворю», — сказал. Глеб же, вынув топор, разрубил волхва*, и пал он мертв, и люди разошлись».

* Чем и доказал, что пророком тот был никудышным.

Князь Глеб убивает новгородского волхва. Повесть Временных лет

Расправа князя Глеба с новгородским волхвом. Повесть Временных лет.

Представили себе картину? Князь без охраны подходит к волхву, самозабвенно поющему, как глухарь на току, и в упор не видящему, что ему светит. А многочисленная толпа, только что готовая идти за сим волхвом куда угодно, без звука расходится по домам… Сцена, кстати, вполне реалистичная. Но это присказка, а сказка впереди.

Князь Глеб и новгородский волхв. Художник Сергей Васильевич Иванов.

На прошлой неделе, 28 июля (по новому стилю) Православная Церковь отмечала память равноапостольного князя Владимира, а в государственном календаре этот день значится как День крещения Руси. Кроме того, 24 июля чтится память равноапостольной княгини Ольги, а 25 июля (всё по новому стилю) — память первых киевских мучеников Феодора и Иоанна: варяг Феодор отказался принести своего сына в жертву Перуну, и перунопоклонники убили обоих. Для меня это — повод поразмыслить о тех наших соотечественниках и современниках, которые призывают «возвратиться к истокам» и предлагают обратиться к русским богам.

Можно поспорить, корректно ли говорить «русские боги», или же точнее будет сказать «славянские», но я не об этом; моя заметка — не исторический и не религиоведческий экскурс, а некое практически-этическое размышление о человеческой (или, может быть, уместно сказать — божественной) порядочности.

Итак, год 989 — Крещение Руси. Разумеется, не вся Русь крестилась сразу: изначально речь идёт о Киеве, а дальние земли принимают христианство позже. Примерно до XIII века в русских городах, и даже в Киеве, встречались язычники, спокойно уживавшиеся с христианами. Но — после XIII века того, что называют «живой традицией», уже не встречается: язычество как оформленный религиозный культ исчезло.

Здесь надо заметить, что когда поклонники «русских богов» пишут о гонениях на язычников, они цитируют одни и те же фрагменты летописей: о волхвах-шарлатанах, обещавших построить рыночную экономику «сотворить великие чудеса», и эпизод в Новгороде в конце X века. Последнее было делом сугубо политическим и религиозный вопрос там замешался постольку, поскольку означал принципиальное несогласие с властями, а шарлатанов, обещающих исцеление от всех болезней, и сейчас достаточно, чтоб не восторгаться ими в прошлом.

Итак, язычества на Руси не осталось. «Русским богам» никто больше жертв не приносил и под их знамёна не вставал.

А теперь первый итог. Апологеты «русских богов» делают упор на их силе и мужественности, противопоставляя «слабому и выхолощенному» христианству. Но как же можно называть слабым победителя, а сильным проигравшего? Разве что от обиды и большой пристрастности. Раз «русские боги» проиграли, значит, они либо слабые, либо неумные, либо, говоря языком Дарвина, неприспособленные. И традиционное (подчёркиваю: традиционное) языческое мышление предполагает, что побеждённый народ принимает богов победителей, ибо те оказались сильнее, а своих, не оправдавших доверия, постепенно снимает с довольствия (постепенно — это чтобы не навлечь на себя их гнев и месть).

Впрочем, шаманы у совсем уж простых народов поступали совсем уж просто: богов, не справившихся со своими обязанностями, лупили палкой и оставляли без обеда, пока не исправятся. Практично.

Можно, конечно, возразить, что христиане тоже не всегда одерживали победы. Но христианское вероучение и не обещает торжества на земле, а адепты «русских богов» в числе причин, почему к этим богам надо обратиться, указывают их мощь и силу, которые дадут победу, и прочая, и прочая. Меж тем в реальности сии мифические титаны свою историческую родину профукали. Так и хочется сказать: «Учение Маркса сильно, потому что оно верно». 🙂

А теперь посмотрим, что происходит после того, как «русские боги» слиняли с исторической арены. Русь переживает монгольское иго, ливонские войны, опричнину, набеги с Крыма, семибоярщину, польско-литовскую интервенцию, церковный раскол, петровские реформы, нашествие галлов со двунадесятью язык, сиречь, поход Наполеона — короче, список взлётов и падений пополните сами сообразно со своими историческими пристрастиями. И всё это время «русские боги» молчат и не высовываются!

Правда, мелюзга из их породы — всякие лешие, домовые и кикиморы — мелькают где-то на периферии, в фольклоре и деревенских поверьях, не особо претендуя на божественное звание и привилегии, и уж тем более не обещая побед. Да, и поляков в глушь лесную завёл Иван Сусанин, а не патриотически настроенный леший.

На фоне всех этих событий Русь становится Россией, а затем — Российской империей, постепенно прирастая землями: в её состав включаются Сибирь, Прибалтика, Финляндия, Средняя Азия. Русь-матушка, оставаясь более-менее православной (да, в высшем обществе начался религиозный разброд, но как раз там «русскими» богами никто не интересовался), распухла от горстки разрозненных удельных княжеств до одной шестой части суши. И всё это время «русские боги» молчали в тряпочку. Впрочем, в XVIII-XIX веках они иногда мелькают в творчестве поэтов, но их назначение сугубо декоративное.

Карта Киевской Руси IX века

Территория Киевской Руси захватывала край нынешней Российской Федерации, Белоруссию и примерно половину Украины, а также краешек нынешней Литвы. В эту область не попадают не только Сибирь, но даже и Волга. Поморье тоже не попадает.


Карта Российской империи XVIII-XIX веков

Карта Российской империи XVIII-XIX веков (самая большая, какую нашла; вес большой картинки — 759 кб). Смотрим на неё и сравниваем с картой Киевской Руси. Есть разница или размер не имеет значения?

Оканчивается XIX век, на дворе гуляют шальные идеи атеизма и оккультизма, но русских богов всё так же не видно и не слышно. Век XX приносит господство атеизма: христинство, да и другие религии, на территории России целенаправленно истребляются, в том числе физически вместе с носителями (но к «русским богам» это не относится — не потому, что атеизм к ним хорошо относился, а потому что истреблять было некого). Попутно, кстати, Россия начинает терять территории. Но «русские боги» продолжают молчать в свою замусоленную за века тряпочку и их адептов не видно и не слышно. Даже когда на СССР обрушилась Великая Отечественная война, «сильномогучие боги» никак себя не проявили и даже о себе не напомнили. Ну, так обошлись и без них.

Конец XX века. Атеизм выдохся — сам, естественным путём, и «русских богов» никак нельзя заподозрить в причастности к этому. При атеизме язычество имело тот же статус религиозного предрассудка, хорошее слово о нём звучало только тогда, когда нужно было сказать гадость про христианство, и максимум, на что языческие боги могли рассчитывать — роль всё того же декоративно-фольклорного элемента в искусстве.

И вот тогда, когда христианство было оттеснено атеизмом, а атеизм сам собой обессилел, на освободившееся место начали вылезать разнообразные культы, секты и секточки, и в их числе — поклонники славянского, арийского, ведического, русского и ещё какого-то очень и очень национального язычества. Дождались! И только теперь «русские боги» заявили, что они — исконно русские, и предъявили свои права на кусок русского пирога, выпечка которого последнюю тысячу лет шла без их участия (точнее, на то, что от этого пирога осталось, ибо СССР, занимавший площадь прежней Российской империи, к концу эпохи госатеизма распался на части, оставив имя России одной лишь Российской Федерации — что, однако, значительно больше территории Киевской Руси, да и не совпадает с ней географически).

Ну, и как, по-вашему, такое поведение называется? Это по-русски, да? А если это «по-русски», то я лучше в китайцы перекрашусь — не так стыдно будет.

Итак, второй итог. Помимо того, что «русские боги» устами своих поклонников дают обещания сомнительной выполнимости, они ещё и разевают варежку на то, что не ими создано. И не просто зарятся на кусок собственности, а по факту приписывают себе труды и заслуги тех, кого же и хают — в первую голову, православных (а кроме них мусульман, буддистов, католиков и протестантов, так же служивших Российской империи). Что, мягко скажем, нельзя назвать порядочным поведением. Стоит ли таких брать в наставники — это уж пусть каждый решает по своему уму и по своей совести.

А завтра, 2 августа, память пророка Илии. И вот он-то с язычниками поступал куда круче, нежели князь Владимир, и даже круче, чем князь Глеб.

Отзывы (176) на ««Русские боги» — кто они?»
  1. Виктор Боченков7

    Это воспринимать как ответ на мой комментарий про «язычников с православным лоском»? :-D На самом деле очень интересная статья, специально решил прочесть её вечерком после работы. Тем более что я увидел в ней кое-что про Великий Новгород! =)

    Ответить комментатору
    • Княгиня1951

      Косвенно — да. :) Хотя на самом деле эта мысль зрела у меня давно, а сейчас только обрела буквенную плоть. Но в самой заметке я имела в виду последовательных неоязычников без псевдоправославной окраски: перуно- и сварогопоклонников, а также всяких родноверов. Это другая категория людей.

      Ответить комментатору
      • Виктор Боченков7

        Всё равно КЛАССНО! *THUMBS UP*
        Очень и очень хорошая статья для общего развития =)

        Ответить комментатору
  2. Chief6

    Да смех один это новоязычество. Был бы прок победили бы.

    Ответить комментатору
    • Княгиня1951

      Собственно, об том и речь. :) Но увы, у нас не все в школе хорошо историю учат, а предмет под названием «Логика» после революции вообще отменили (говорят, Вова Ульянов по нему тройку имел, может, в этом причина *CRAZY* ).

      Ответить комментатору
      • Иван12

        Известный многим Вова Ульянов решил, что логика — это лишнее *JOKINGLY* .
        «Русские боги» вообще-то не включают в себя кикимор и прочих колоритных персонажей этой оперы — ибо это их антиподы как-бы…
        Не думаю, что после исчезновения (с религиозного Олимпа) их ждёт триумфальное возвращение. Игры вокруг язычества — не более чем попытка привлечь внимание к своей скромной персоне очередного искателя приключений.

        Ответить комментатору
        • Княгиня1951

          Я бы не сказала «антиподы». Скорее то же самое, только низшего разряда.

          А игры вокруг язычества (безусловно, бесполезные в историческом масштабе) могут быть весьма травматичны для окружающих в масштабе локальном. В прошлом году, например, трёх «родноверов» посадили на приличные сроки за теракты и убийства. Реальные. В том числе взрыв в православном храме святителя Николая в Бирюлево. Эффект, правда, был явно не тот, о каком могли мечтать взрыватели, но для статьи — более чем достаточно.

          Ответить комментатору
  3. Алексей2

    на войне часто побеждает тот кто хитёр и коварен, а не тот за кем правда.
    Вот и в этой войне видимо случилось так же :)

    Ответить комментатору
    • Княгиня1951

      Вы о какой войне говорите? Посыл моей статьи, повторюсь, в том, что:

      а)поклонники «русских» богов врут, когда расхваливают их силу (причём объективно врут: сила в данном случае измеряется совершёнными деяниями);

      б)современная Россия возникла без участия «русских богов», так что прав на долю у последних нет. А те, кто от их имени претендуют — опять-таки врут.

      Так что по обоим пунктам правды на их стороне не наблюдается.

      Ответить комментатору
  4. Алексей2

    Ну если честно я про войну язычества и веру в единого бога, изначально люди были язычниками, не только на руси. Хоть египет хоть междуречье изначально там жили языческие народы, но вот появился там такой народец который отвергал языческие верования и всем навязывал веру в одного бога, причём порой тех кто не хотел в него верить убивали, и это настоящая война идей.

    б) Ну да если учитывать что современной росиии всего 20 лет…

    Ответить комментатору
    • Княгиня1951

      А развитые языческие культы содержат идею Единого Бога-Творца. Или Первобога. Только они считали его безнадёжно далёким от человеческих дел и боялись дёргать по пустякам. Так верили высшие жрецы в древнем Египте, так поступали малайские туземцы. Так что нельзя сказать, что многобожие древнее монотеизма.

      Однако сила язычества, безусловно, в том, что каждый человек содержит в себе нечто от язычника. Слово «язычество» происходит от слова «язык», то есть, «народ». Это та религия, которую народ изобретает сам для себя под свой вкус. Персональную религию может изобрести и отдельный человек.

      Ответить комментатору
      • Иван12

        Да, развитые языческие культы содержат идею единого творца =) .
        Но они не делают этого Творца ответственным за всё на свете. Т.о. они всего лишь имитируют внутреннее устройство (иерархию) самого обычного человеческого сообщества. Т.е. «предводитель-председатель», его замещающие, и мелкие управленцы — по степени имеющегося авторитета и возможностей.
        На низшей ступени — мы, «человеки». И нам выбирать за кем будем идти.

        Ответить комментатору
        • Княгиня1951

          Как сказал апостол Павел: «Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор, 8, 5—6).

          Ответить комментатору
  5. Алкоголик1

    Русский боги — это и языческий и православный бог, и много сказочных богов, которые были известны только одним поселеним, причем у каждого свой бог мог быть, как известно, потом всех крестили =)

    Ответить комментатору
    • Княгиня1951

      Пардон, вы хоть что-нибудь кроме заголовка прочли?

      Что касается «православного бога»: Православие — вселенская религия. Каких-то особых прав на Творца у русских нет, православным может быть и эфиоп, и индиец, и китаец (видала я китайские и индийские картины на евангельские сюжеты, а также фотографии с эфиопскими священниками — впечатляет). Американец тоже может (яркий пример — иеромонах Серафим (Роуз)). Другое дело, что русская культура и история формировались под влиянием Православия, так что уход от него подсекает преемственность.

      Ответить комментатору
      • Александр1

        Пардон мадам, вы прямо эксперт в области теизма. Православие -вселенская религия? Подобное утверждение, о вселенском масштабе, может пропагандировать верующий любой конфессии.Преемственность, традиционность.К сожалению, причастность к религиозному направлению определяется, в большинстве случаев, по этнической принадлежности. Следует разбираться с религией как институтом, не затрагивая отдельные. Традиционность православия в России и связанные с ним привилегии, определяются властью, светской и церковной. 1000 лет достаточно для законодательного утверждения православия в качестве традиционной религии? У евреев, в таком случае, традиция гораздо внушительнее.Так как евреи живут в России довольно давно, преимущество иудаизма очевидно для Государства.Обрежем всех и возведем синагогу в Кремле.Следует признать традиционной веру в Дарвина, коей поклоняется значительное число наиболее образованных людей в мире.Незначить Патриарха Всей эволюции, храмы у науки уже есть. А то, что теории иногда опровергаются, это не столь важно.Все религии это теории в чистом виде. Докажите и претендуйте на исключительность. Православие, кстати, определяет право славить, славить Бога, Христа, Своих святых и существующую церковную власть.Славить, но никак не учить бездоказательно. Так и с язычниками.Хотят вернуться к богам предков? Для начало необходимо выехать из городов и самостоятельно добывать хлеб свой насущный. Все это борьба за оплачиваемое тунеядство.

        Ответить комментатору
        • Княгиня1951

          Ну, во-первых, «Православие» происходит не от слова «право» в смысле «разрешение», а от слова «правый», то есть «правильный», так что вы слегка загнули.

          Во-вторых, Православие именно вселенская религия, то есть не ограниченная национальностью. В отличие от того же иудаизма. Вам не доводилось видеть китайские и японские картины на евангельские сюжеты? А дьякона-эфиопа? А то, что «традиционно» православными являются не только русские, но и греки, и сербы? А то, что христианство возникло в еврейской среде, распространилось в многонациональной Римской империи, и на Русь пришло на тысячу лет позже — заметили?

          В-третьих, «Патриарх всея эволюции» — смешно-с. Если сами дарвинисты не сочли нужным учредить культ, то с какой стати им его будут навязывать сторонние? Но уж если навязывать, то почему патриарх, а не гуру, не сэнсей и не имам?

          Кстати, под «конфессией» вы что подразумеваете? В узком смысле оно означает исповедания в христианстве, в широком — ветви в пределах одного учения. Так что язычество — это не «конфессия». И иудаизм не «конфессия». И ни язычество, ни иудаизм на вселенскость не претендуют, хотя и по разным причинам.

          Ответить комментатору
          • Юлия12

            Иудаизм может принять любой. У меня куча знакомых немцев, перешедших в иудаизм. Это сложно, требует мощной подготовки и там что-то типа экзамена сдается, однако, национальностью никак не ограничивается. Ровно такая же ситуация с мусульманством. А про католиков и протестантов — вообще не говорю, любой может им стать. Так что, это Вы загнули с Православием. Но Православие, безусловно, самая лояльная религия к людским слабостям. ;)
            И конфессии, раз уж речь зашла Википедия.

            Ответить комментатору
            • Княгиня1951

              В общем-то да, иудаизм теперь может принять любой — этот экзамен называется гиюр, как бы не соврать. Однако раньше там барьёр был строже, хотя и не непроходим (в XIII веке — опять же, как бы не соврать — в Англии был случай, когда некий каноник женился на еврейке и для этого принял иудаизм, правда, кончилось это для него плохо).

              Что касается «лояльности к слабостям» — это нельзя в одну фразу уложить. Потому что — а кто в данном случае инструмент или орган лояльности? Кто её проявляет?

              Собственно, а Вики разве возражает против моих слов?

              Ответить комментатору
              • Юлия12

                «Инструмент лояльности», в точнее мерило лояльности, в данном случае, принятый уклад, в сравнении с укладом других народами. И да, все относительно. За отсутствие хиджаба в мусульманстве камнями побьют, католики запрещают разводы, а в православии — пожалста — разводись и без тряпок на лице ходи, сколько влезет.

                Ответить комментатору
                • Княгиня1951

                  А, в этом смысле… В этом смысле — скорее да, хотя некоторым нравится, что у католиков можно сидеть во время службы — в современных православных храмах скамеек либо нет, либо они вдоль стены для пожилых и больных.

                  А ещё помню анекдотический рассказ: наши, говорит, братья-язычники — ужасные люди; сначала они говорят: «Вы, мол, христиане, навыдумывали себе заповедей и живёте по ним, а мы живём свободной естественной жизнью» — а как дашь им по морде, так сразу крик: «Пач-чиму вы свои заповеди не соблюдаете?!..»

                  Фокус в том, что в реально существовавшем (и существующем ныне) язычестве тьма запретов и необходимых к выполнению предписаний. Самопальные неоязычники этого знать не хотят, им «йазычество» для другого нужно. Ну, да это тема для отдельного разговора, в один коммент не впихнёшь.

                  Ответить комментатору
                  • Юлия12

                    Да. Сидеть во время службы — это большое дело. Непонятно, почему в православных храмах это не практикуют. Но служба у католиков — это некая нравственная лекция по большому счету, в которой священник поднимает социальные вопросы конкретного сообщества. О чем говорят священники в наших храмах — мне не ведомо, поскольку я ни разу на службе не была, да и скорее атеистка, чем верующая. Но на отпевании своего первого супруга два с лишним часа умаялась стоять. Так что скамеечки не помешали бы.

                    Ответить комментатору
                    • Княгиня1951

                      А канонического запрета на сидение нет. И в древности сиденья в храмах были. Сейчас остались рудименты: в монастырях можно видеть откидные сиденья с высокими подлокотниками, они называются стасидии, а в обычных храмах у задней стены обычно стоят скамеечки — правда, подразумевается, что сидят на них только пожилые и нездоровые. Кроме того, пожилые люди и родители с детьми иногда приносят с собой складные табуреточки, чтобы сидеть в дозволенные моменты служб — ведь в службах есть моменты, где сидеть точно нельзя (кроме немощи), а есть, когда сидеть можно.

                      Почему сидений не стало — честно скажу, не знаю. Интересно было бы это выяснить.

                      Насчёт католиков — всё-таки месса есть месса, а если проповедь стала длинее мессы и съела предназначенное той внимание, то это уже симптом какого-то неблагополучия. А что говорят батюшки в православных храмах? Батюшки говорят проповедь после службы, иногда в определённые моменты во время службы. А сама служба — это священнодействие, оно не заключается в вопросе о нравственности прихода.

                      Ответить комментатору
  6. AgeNEWS1

    русские боги — выдумка. Есть только один Бог. И Он не относится к какой-либо национальности. Всё остальное — язычество.

    Ответить комментатору
    • Всеслав1

      Выдумка, это вы, сударь… Выдумка и посмешище, не более:) Что вы можете знать о Руси Великой, о наших предках и Богах? Да ничего, собственно, пустышка, ноль! Начитались ахинеи библейской, да пастухи (пастыри) вам мозги запудрили, а вы и рады… И как попугайчики, долдоните одно и тоже, ваш бог един… Вы зомби, сударь и вам подобные, что весьма печально…

      Ответить комментатору
      • Княгиня1951

        Как всегда, никаких подтверждений. Начитались Истархова, и давай долдонить. Нет бы своими руками избу построить и пожить годик со своей пашни.

        Ответить комментатору
  7. Сергей11

    А не представляет ли Православие очень прочный сплав веры в Христа со славянскими верованиями, что были ранее, до крещения Руси? Может быть, именно благодаря относительной терпимости (или военной хитрости?) адептов христианства к вере в языческих богов Православие и укрепилось, в том числе, на Руси? А «Русские боги» (предпочел бы термин славянские) остались вполне довольны положением дел и никуда не исчезали: в сущности, какая разница, как тебя называть — Перуном или Ильей, Велесом или Власием — как говориться, «хоть горшком назови — главное в печь не ставь».

    PS. А термин «Русские боги» очень неоднозначен. Не только я, дилетант, но и серьезные исследователи не могут определиться с пантеоном славянских богов: кто — свой, кто — пришлый, кто — главный… А уж с «исконно русскими» — вообще темный лес… Боги пантеона князя Владимира, как подсказывает логика, были почитаемы не всеми племенами, которые он объединял…

    Ответить комментатору
    • Княгиня1951

      Нет, не представляет. Хотя бы потому, что Православие — вселенская религия. В поместных Церквях обряды могут отличаться. Верно то, что в русском обиходе прописался ряд дохристианских пережитков, некоторые из которых безобидны, а некоторые — явное упущение миссионеров.

      Насчёт «тёмного леса» — совершенно согласна. Сейчас родноверы и прочие поборники «народной старины» реконструируют эти пантеоны кто во что горазд. А вот Власий и Илия — конкретные люди, которые жили каждый в свою эпоху, в других странах, и ничего общего не имеют со славянскими богами. Мы обращаемся к этим людям как к молитвенным предстоятелям перед Богом — как к реальным людям, а не абстракциям, на которые можно жать как на кнопочки.

      Ответить комментатору
      • Вера14

        Слишком много того, что считается безобидным или упущенным миссионерами. Всего 2 примера — свадьба и поминание на кладбище.

        Ответить комментатору
        • Княгиня1951

          Насчёт «много» — это верно. А ещё полуязыческий подход к святым местам и самочинное создание новых святынь, к которым прибегают как к магии. Правда, про свадьбу я не поняла, что именно вы имеете в виду.

          Ответить комментатору
          • Вера14

            В православии свадьбе соответствует венчание. Если православный человек гуляет свадьбу, значит, он не выполняет устав веры.
            Поминание на кладбище состоит из поклонов и литии. Люди же устраивают на могилах языческую тризну.

            Ответить комментатору
            • Княгиня1951

              Не вижу криминала в том, чтобы отпраздновать… венчание, как, впрочем, и любое важное событие. Кроме того, в старину у большой свадьбы был практический смысл, и не один:

              а)в отсутствие письменной регистрации многочисленные гости — свидетели свершившегося брака. Теперь уж ни одна из сторона не может сказать, что свадьбы не было и все свободны.
              б)возможность собрать вместе всю родню, даже очень дальнюю. Для общины это было важно.
              в)в натуральном хозяйстве праздники и так нечасто выпадают, чтобы отказываться ещё от одного.

              Кроме того, сам обряд венчания в Церкви появляется достаточно поздно (поэтому легенда о святом Валентине, который кого-то венчал назло кесарю, неисторична). До того браки заключали традиционным для конкретного народа образом (у римлян он один, у славян другой, главное — зафиксировать факт брака).

              Про тризну — да, не спорю, дело обстоит именно так, и это безобразие.

              Ответить комментатору
    • Вера14

      Религия может стать востребованной, если она впишется в календарь полевых работ. Ни к одному богу не пойдут, коли сеять надо. Мой фанатизм исчез, когда на Троицу не стала поливать чудом уцелевший зимой кустик. Это позже поняла, что на Троицу не «гулять» надо, а землю украшать. Чем и занимаюсь каждый год — на клумбы цветочную рассаду высаживаю и радуюсь, что в праздник помогаю земле стать красивой хотя бы на моем огороде.

      Ответить комментатору
      • Княгиня1951

        Боюсь, что при сельскохозяйственном подходе религия превращается в инструмент, средство, а это всегда оканчивается плохо.

        Ответить комментатору
        • Вера14

          Я вообще веру и религию отношу в разные углы комнаты.

          Ответить комментатору
          • Княгиня1951

            А я считаю, что вера без религии — пшик. Религия — это оформленная, материализованная вера.

            Ответить комментатору
Есть что сказать? Не молчим!

Используйте теги: <a href=""> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong> <pre> <ul> <ol> <li> .

Комментарии короче 200 символов публикуются без активной ссылки. Пробелы не учитываются.

Ссылки с комментариев dofollow. Ознакомьтесь, пожалуйста, с правилами dofollow-комментирования. Кто не читает, тот сам себе враг.