7 советов клипмейкеру-любителю

Рубрики: Видеоклипы; автор: .

Те, кто посещает мой блог, знают о моём хобби делать клипы из любимых фильмов (в основном, из «Робин Гуда», но есть тенденция к расширению этого круга). Я очень люблю это занятие (хотя оно порой нещадно изматывает мою перфекционистскую натуру), люблю свои клипы (почти все), но люблю и чужие, и бываю рада найти хороший клип на хорошую песню. Дальше следовало бы сказать, что плохие клипы меня огорчают, но это не так: плохие я просто закрываю, не досматривая. Однако бывают клипы, которые неплохи, но могли бы быть лучше. И далее я назову несколько принципов, которые не спасут плохой клип, но хорошему помогут стать отличным.

Статья участвует в конкурсе «7 советов».

Все советы, которые я перечислю, основаны на личном клипмейкерском опыте. Думаю, что особо полезны они будут для тех, кто делает так называемый «фан-арт» — нарезки из любимых фильмов, но и для других видов клипмейкерства эти советы будут не лишними. Здесь же, в разделе «Видеоклипы», можно посмотреть клипы, на которых я оттачивала эти правила. Не все эти клипы одинаково хороши, но даже из не очень удачного решения можно вынести опыт на будущее: «Вот так мы больше делать не станем».

Итак, советы.

1.Изучайте программу, с которой работаете

О, сколько нам открытий чудных готовит чтение мануалов! В них можно найти функции, позволяющие легко сделать то, над чем вы бились полдня, а также даровать дополнительное вдохновение на тему «вот что, оказывается, можно сделать ещё!»

Лучше, если вашей любимой программой будет не стандартный Windows Movie Maker, а что-то более продвинутое. Лично я предпочитаю Vegas Pro, некоторые рекомендуют Ulead VS или Pinnacle Studio. Вот чего точно не стоит делать — грызться на тему «чья программа круче». Лучше потратить это время на новый клип. Это, кстати, будет лучшим аргументом в пользу избранной программы.

2.Делайте клипы для людей

Поставьте себя на место зрителя — сможет ли неподготовленный человек самостоятельно понять смысл клипа хотя бы со второго просмотра? Не распадается ли видео на отдельные кусочки, которые связаны лишь вашим воображением? Зритель может не знать скрытый смысл вон той картины или вот этого эпизода из фильма (даже если это очень известный фильм, как, скажем, «Белое солнце пустыни», зритель всё равно может не помнить какие-то детали). Дайте ему увидеть то, что можно увидеть. Это, кстати, не исключает возможности вложить в клип дополнительный подтекст «для посвящённых», но основной смысл должен быть понятен без словаря.

Вы, конечно, можете делать клипы «только для себя» или «только для друзей», но тогда вам не нужны советы по улучшению: вы и так разберётесь, что вам нравится.

3.Будьте аккуратны

Мелкая неряшливость портит впечатление даже от хорошей видеозадумки с хорошим подбором кадром. Типичные огрехи такого рода:

  • обрыв звука «на половине ноты» в конце или в начале клипа;
  • неаккуратно вырезанные видеофрагменты, когда в начале или в конце полсекунды мелькает фрагмент другой сцены (поверьте, это гораздо заметнее, чем несуществующий «25-й кадр»);
  • чёрные «провалы» на переходах — следствие неплотного стыка между видеоэпизодами; если же у вас несколько видеодорожек, то в «провале» может засветиться фрагмент из нижней, что тоже не здорово;
  • неаккуратная обрезка изображений, оставляющая лишний зазор с одной или двух сторон;
  • опечатки! Текст для клипов проверяйте Вордом и собственными глазами. Лучше несколько раз.

Кстати, о текстах: делайте их достаточно крупными — не меньше 16pt Tahoma (а лучше больше) и не злоупотребляйте украсительствами. В противном случае после загрузки на тот же ютьюб их будет трудно прочесть.

4.Используйте однородные материалы

Лучше, если картинки будут одного размера, а видео — одного формата. При «склейке» фильмов с разными пропорциями либо возникают и пропадают лишние чёрные поля, либо один из фильмов оказывается деформирован — сжат или растянут. И то, и другое ухудшает общее впечатление. Но если по замыслу требуются разноформатные фильмы, лучше обрезать широкий фильм по краям.

То же самое можно сказать о качестве исходных материалов: не стоит сочетать высококачественную картинку с ужатой-пережатой, если, конечно, такой контраст не является частью авторского замысла.

5.Будьте умеренны в видеоэффектах

Лучшее, что тут можно сказать — спецэффект не должен выглядеть таковым. Тогда вам не придётся отвечать на вопрос «сколько видов спецэффектов можно применять на один клип».

Эффекты могут: Эффекты не должны:
дополнять и украшать картинку заглушать изображение
создавать смысловой или эмоциональный акцент отвлекать внимание
«досказывать» действие использоваться по принципу «шоб було» и «мне так нра»

Отдельное слово об эффектах переходов:

  • самый универсальный переход — «внахлёст», он же «микс»;
  • также годится переход с затуханием «через темноту»;
  • переход «встык» тоже бывает неплох, особенно в динамичном действии;
  • несмотря на предыдущие три пункта, правильно подобранный эффект перехода (затуманивание, размытие, «разбитые осколки», и пр.) может добавить клипу выразительности. Так что умеренность — дело двустороннее.
6.Привлекайте посетителей

Если по пункту №2 вы ответили: «Делаю только для себя», этот совет не для вас. Если же вы делали клип для людей, расскажите им о своём детище. Любительский клип — не футбол и не горячие новости, пользователь сам собой не прибежит.

  • загружая клип на видеохостинг, добавьте заголовок, описание и теги, чтобы привлечь посетителей с поиска. Подумайте, по каким запросам ваш клип будут находить: это могут быть название песни или фильма, имя художника, чьи картины вы использовали, текст песни, имена героев и артистов — ну, тут вам лучше знать, в чём ценность именно вашего клипа; главное, чтобы описание и заголовок были человекоориентированы и вызывали желание по ним кликнуть;
  • кстати, заголовок и теги способствуют попаданию клипа в «похожие видео» («related») к другим клипам, так что можно получить приток посетителей из «похожих» популярного ролика (тут, правда, гарантий никаких — то ли попадёшь, то ли нет);
  • поделиться с друзьями, полагаю, вы и сами догадаетесь; кстати, с удачно выбранного журнала или тематического форума можно получить хорошую прибавку в зрителях;
  • ну и, наконец, делайте клип таким, чтобы людям захотелось им делиться. Раньше это называлось «сарафанное радио», сейчас — «вирусный маркетинг», но суть не изменилась. Тем же путём приобретаются подписчики, что тоже не лишне.
7.Не пренебрегайте обратной связью

А вот этот совет я начну от противного: не на всякую «обратную связь» надо реагировать. Бывает, что в отзывах прилетают совершенно неадекватные заявления, впечатление от которых бывает весьма неприятным (если, конечно, ваш клип не был изначально задуман как провокация — тогда виртуальные колотушки будут именно тем, ради чего вы трудились). Помните, что в мире всегда есть:

  • процент троллей, которым где бы ни погадить, лишь бы погадить;
  • процент эльфов, которым к чему бы ни прикопаться, лишь бы прикопаться;
  • некоторое количество обычных людей, которых именно ваше творческое решение по каким-то личным причинам неприятно задело (обычно здоровые люди, чьи вкусы не совпали с вашими, просто пролистывают страницу и идут дальше, или вообще к вам не попадают);
  • и, наконец, есть конструктивная критика.

Первые два пункта игнорируйте в принципе. Перед третьим придётся развести руками и сказать: «Я не червонец, чтобы всем нравиться». А последний пункт надо отличать и надо к нему прислушиваться. Обратная связь помогает совершенствоваться.

И помните: лучше 100 лайков, разбавленных парой-тройкой дислайков, нежели один незамутнённый лайк и пять просмотров в месяц.

Все ли я премудрости раскрыла? Конечно, нет. Кое-что я оставлю для себя как большую страшную тайну. ;)

А это мой любимый клип. Он был бы ещё лучше, если бы я собственные советы прочитала три года назад. Но, впрочем, он и так хорош. Для полной гармонии мне не хватает одного: любоваться им во время долгих поездок на электричке. Через iPad, разумеется. =)

Статья написана при поддержке iMacin.ru — интересного проекта об Apple.

27 комментариев на «7 советов клипмейкеру-любителю»
  1. Надежда Хачатурова49

    Юля, благодаря конкурсу, столько полезных материалов выдано на-гора! Теперь и я задумалась, не стоит ли попробовать себя в создании клипов — у Вас все по полочкам разложено. =) Успехов в конкурсе!

    Ответить комментатору
  2. Элина12

    Княгиня, я как недавний читатель этого блога, не знала о столь интересном вашем увлечении. Что ж, вы так вкусно написали о клипмейкерстве, что мне самой захотелось научиться. :-D

    Ответить комментатору
    • Геннадий4

      Замечательно — о вкусном много можно говорить!

      Ответить комментатору
  3. Александр1

    Больше всего понравился второй пункт «Делайте клипы для людей». Но как их сделать без определенных знаний. Может быть вы подскажите, какие-нибудь видео-курсы?! ;)

    Ответить комментатору
    • Княгиня1993

      Курсов не знаю. Я училась методом тыка: смотрела, что мне нравится и не нравится в чужих клипах, а при создании собственных проверяла по нескольку вариантов каждого фрагмента. А работу с программой изучала по мануалам.

      Ответить комментатору
  4. flaeer.10

    От души благодарю за полезные советы, могу лишь добавить, что мастерство не приходит сразу, оно приходит методом проб и ошибок…. Желающие, дерзайте ,пользуйтесь полезной информацией экспериментируйте, творите и будьте уверены, всё у Вас получится!

    Ответить комментатору
  5. stanislav1

    Когда-то тоже монтировал клипчики, но сейчас забросил!

    Ответить комментатору
  6. Тамара1

    Спасибо за статью, сейчас как раз осваиваю видео-технику съемки и монтажа для своего кулинарного блога. На счет обратной связи верно подмечено — не на все нужно реагировать.

    Ответить комментатору
  7. нерадивый бухгалтер4

    Раньше никогда не делала клипы и надобности не было, и в хобби это занятие не просилось, но теперь понимаю, что мне бы очень пригодились эти умения.
    Удачи в конкурсе, я решила его пропустить)

    Ответить комментатору
Есть что сказать? Не молчим!

Используйте теги: <a href=""> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong> <pre> <ul> <ol> <li> .

Комментарии короче 200 символов публикуются без активной ссылки. Пробелы не учитываются.

Ссылки с комментариев dofollow. Ознакомьтесь, пожалуйста, с правилами dofollow-комментирования. Кто не читает, тот сам себе враг.