Неприятное воспоминание моего советского детства: неопрятный… назовём его пожилой человек, пропитым голосом кричит: «Я за вас кровь проливал!» Кажется, он чего-то требует. В лучшем случае — уступить место в автобусе. В худшем — уважения. Потом мне объяснили, что такие сцены чаще устраивают те, кто войну просидел в тылу и врага ни разу не видел.
Но бывает и по-другому: уважения в категорической форме требуют люди, которые его действительно когда-то заслужили. Это может быть и ветеран войны (настоящий, не из тех, которых тем больше, чем от войны дальше); это могут быть родители и пожилые родственники («я на вас всю жизнь пахала!» — кстати, очень двусмысленная фраза); это может быть… ну мало ли кто; просто человек сделал когда-то что-то выдающееся, и требует, чтобы его заслугу помнили и ценили, как в первый день.
Безусловно, человек, заслуживший уважение своим трудом или подвигом, достоин его по прошествии лет не меньше, чем в день свершения (кроме случая, когда «кредит» подорван дурными делами, убивающими уважение). Но каждый день кто-то совершает что-то новое, и каждый день новый человек получает право на новую порцию уважения. Число достойных уважения растёт, а количество уважения, которое человечество, народ и каждый человек может выдать на всех в единицу времени, не меняется. Как следствие, уменьшается доля этого уважения, выпавшая вчерашнему герою, и с каждым днём всё сильнее.
Есть великие свершения, значимость которых так велика, что они «защищены от инфляции» (это значит — дешевеют намного и премного медленнее). Есть деяния, последствия которых проявляются каждый день на протяжении веков, «индексируя» цену содеянного. Но таких деяний и свершений всё же немного (стоит также упомянуть, что для разных людей и разных народов разные деяния имеют разную степень ценности и нетленности). Остальные закономерно уходят на второй план на фоне новых дел. И это не неуважение к прошлому — это признак продолжения жизни.
Глупо и неприятно, когда человек требует уважения за дела, совершённые 5-10 лет назад, ревниво отказывая в уважении тем, кто отличился на 3-4 года позже. Глупее может быть только одно: когда человек требует уважения за подвиги, которые собирается совершить лет через десять.
15 комментариев на ««А ты меня уважаешь?»»
Иван157
Как говорил один мой сотрудник, ныне бывший, что труд лентяя похож на подвиг.
Княгиня1993
Да хоть лентяй — пусть только сделает сначала, а там поглядим. А если сделал, то пусть не нудит тридцать лет одно и то же про то, как все ему должны быть благодарны, что он раз в жизни пол помыл…
Иван157
Да если для него это подвиг, то обсуждаться тот вопрос будет ещё долго.
Ведь одно из условий подвига — неповторяемость…
Княгиня1993
А тема моей заметки — необходимость время от времени «освежать» подвиг, если человек всерьёз намерен получать с него проценты.
Иван157
А суть моих ответов — для лентяя каждый шаг представляется подвигом.
Княгиня1993
Только платят ему за сии подвиги намного меньше, чем он расчитывал…
игорь1
Такие сцены — это довольно частая картина переполненных автобусов. Самое интересное, что настоящий герой никогда не станет требовать, чтобы ему уступили место, но смотря на него, как-то интуитивно понимаешь, что перед тобой герой ВОВ.
Martin43
Давно таких товарищей не встречал. Повымерли они похоже за последние пятьдесят лет: D