Тем, кто занимается сайтостроем, нередко приходится слышать о кидалах или сталкиваться с ними. Я сама два раза налетала на таких. В других профессиях подобные встречи тоже бывают. И вообще кидалово — настолько древнее дело, что встречается даже в мифах, и даже цари порой бывали в нём замечены. Но расплачиваться за это порой приходилось жёстко.
Троянский царь Лаомедонт обнёс Трою нерушимой стеной. Стену строили боги Посейдон и Аполлон, назначенные на эту работу верховным богом Зевсом за какие-то свои божественные прегрешения. Когда стена была построена, боги захотели получить положенную строителям плату, но Лаомедонт платить не стал и даже пригрозил отрезать им уши; чувствовал он себя очень уверенно, ибо у самого в родне были боги по разным линиям. Однако оскорблённые боги не захотели смириться с кидальством, а за грехи царя пришлось расплачиваться народу: Аполлон наслал на Троаду мор, а Посейдон — страшное морское чудище, опустошавшее окрестности.
Однако и царям приходится расплачиваться за проблемы своих подданных: жрецы вопросили оракул и по его приговору постановили отдать в жертву чудищу дочь Лаомедонта Гесиону. Девушку приковали к прибрежной скале и оставили там.
В этот момент через Троаду проходил великий греческий герой Геракл, возвращавшийся с очередного подвига и не успевший получить наряд на следующий. Он, видимо, решил подработать по специальности и предложил царю спасти дочь и страну, убив чудище, но взамен потребовал огромную плату: драгоценных коней царя Троса (Троя).
Царь Трос получил божественных коней от Зевса в обмен на своего сына Ганимеда. Эти кони или их потомки достались Лаомедонту в наследство. Кони в те времена стоили очень дорого, божественные кони — безумно дорого. За такую цену и герою потрудиться не грех. Кстати, предок Геракла — Персей — таким же образом спас от смерти свою будущую жену Андромеду, так что Геракл следовал примеру пращуров.
Лаомедонт согласился на эту цену, и Геракл квалифицированно выполнил работу героя, убив чудище. Но царственный кидала остался верен себе! Вместо обещанных коней Геракл получил от ворот поворот и угрозу получить по шее. Герой не стал связываться с царской армией и тратить время на пререкания, просто сказал сакраментальную фразу «I’ll be back», то есть «Вернусь, ждите», и ушёл. И вернулся. С войском соратников — таких же греческих героев, как он. Ну, чуть помельче, чем он.
Героический коллектив оперативно взял Трою штурмом (это поколение по десять лет ждать не умело). Царь Лаомедонт был убит, а с ним почти все его дети, кроме Гесионы и младшего сына Подарка. Гесиону Геракл отдал своему соратнику Теламону, а ей самой подарил одного из троянских пленников — по её выбору. Когда она выбрала своего младшего брата, Геракл возмутился, сказав, что сын обманщика первым должен стать рабом и за его свободу надо заплатить, и Гесионе пришлось выкупить брата драгоценным головным покрывалом. С тех пор Подарк получил имя Приам, то есть Купленный.
При царе Приаме Троя снова стала цветущим и могущественным городом. Приам правил мудро и справедливо, но умереть своей смертью не смог: царский сын Парис Приамович украл чужую жену — Елену Менелаеву-Спартанскую, более известную как Троянская (а заодно прихватил казну её мужа, о чём часто забывают). А за грехи царей расплачивается весь народ (смотрим историю Троянской войны и её итоги): Троя была разрушена до основания, жители перебиты или уведены в плен, престарелый Приам убит в собственном дворце, а Парис умер мучительной смертью от отравленной стрелы. Отсюда мораль: воровство так же чревато тяжкими последствиями, как и кидалово.
18 комментариев на «Кидалово и его последствия: экскурс в мифологию»
Сергей11
Улыбнуло — «Елену Менелаеву-Спартанскую»
Можно добавить: Елену Зевсовну, в первом браке Тесей-Афинскую
Княгиня1993
Совершенно верно.
agassi24
В фильме «Троя» на роль Париса Приамовича выбрали «допиратокарибского» гееподобного Орландо Блума… видимо, проклятья царей не имеют срока давности
Княгиня1993
А в чём тут вы усмотрели проклятье? (Фильму я видела и грустно повеселилась.)
agassi24
Парис в фильме выглядел просто «девчонкой»
Княгиня1993
Ну, а что в этом «проклятьевого»? Кстати, в фильме он учится стрелять прямо в кадре, а в исходном эпосе он был искусным лучником ещё до того, как его нашли царственные родители. А ещё он должен был быть лет на дцать старше Ахилла: «суд Париса» имел место как раз в день свадьбы ахилловых родителей.
agassi24
мне лень гуглить этот момент, но насколько я помню, есть несколько описаний тех событий и в основу сценария фильма легла именно Гомеровская версия — может потому и расхождения.
.
Ахилл, например, прочно закрепил за собой славу великого воина, а Париса, спустя века, выставляют «тряпкой» — кому такое понравилось бы?
Княгиня1993
Мне гуглить не надо, я троянский цикл прочла пяти лет от роду. Собственно Гомеру принадлежит эпизод с момента ссоры Ахилла и Агамемнона и до погребения погибшего Гектора (будем для простоты считать Гомера конкретной личностью, а не собирательным образом, как делают некоторые исследователи). Всё остальное: похищение Елены, уговоры Ахилла идти на войну, гибель Ахилла и взятие Трои — выходит за рамки Гомеровской поэмы. Да и от «основы» сценарист ушёл далеко и надолго.
Что касается Париса, он и у Гомера не всегда рохля и порой способен на проявление героизма. Но дело в том, что он по воспитанию пастух, а не воин (в отличие от Гектора). Потому Парис традиционно выступает как стрелок, а не как рубака, и Гомер тут ни при чём.
И, кстати, вопрос о проклятии остался не прояснён. Я так и не поняла, какое отношение он имеет к фильму.
agassi24
дачтожтакое?? неужто я так неясно выражаюсь?
.
Вспомнить того же Ахилла — он не страшился смерти, лишь бы о нем всегда вспоминали как о славном воине! И вот Парис, который убил самого Ахилла и который даже по Гомеровским меркам был способен на героизм… так вот он мало того, что умер от какой-то там мучительной стрелы, так еще всплывает в памяти у потомков как «тряпка», бегущий из поединка на четвереньках.
«Ну не проклятье?», — доносится голос Париса с того берега Стикса.
.
P.S.: кстати, не слышал про собирательный образ Гомера, слышал про собирательный образ Шекспира.
Княгиня1993
А, вот в каком смысле проклятие. Однако замечу, что в эпосе на голову Париса никто проклятий не изрекал и дополнительных бед не обещал. Собственно, потому я и не сообразила — о чём речь. Кстати, выпавшая Парису стрела ранее принадлежала самому Гераклу и была отравлена ядом самой Лернейской гидры. Это вам не хухры-мухры.
Что касается Гомера, то была идея, будто он-де не один человек, а много аэдов, сочинявших на протяжении некоторого времени, а потом-де их сочинения собрали вместе. Помню чей-то юмористический стих (чуть ли не Шиллера, но точно не скажу): Гейне-де прислал колбасу создателю Илиады, и множество сказителей жаждут получить свой кусок: «Я написал вон то, а я вот это!» — и ответ: «…лишь одному Гейне прислал колбасу».
agassi24
н-да, несмотря на незаконченное высшее (историческое, кстати), про Гомера Симпсона я знаю больше, чем про автора «Иллиады»
Краснова2
Хорошая статья, повеселила А учить древнегреческий эпос по творениям всемогущего Голливуда — это как программировать на калькуляторе, сняли в фильмике женственного актера — все, Парис был такой-то… Вот если бы Елену сыграла какая-нибудь страхолюдина — все бы дружно закричали: «Фууу, из-за кого был весь сыр-бор?» ???
Княгиня1993
Нууу, на калькуляторе вполне даже можно программировать, если калькулятор для этого приспособлен (у меня был такой, одна проблема — отсутствие постоянной памяти: при выключении всё напрограммированное стирается). Вот игру в 3D на нём не напишешь, это точно, а расчёт однотипных значений — запросто, и даже простую игрушку типа «крестиков-ноликов».
Кстати, мы не знаем, как именно выглядела Елена. Фокус в том, что в разные эпохи — разные представления о красоте. И даже на протяжении XX века мода на тип внешности менялась не раз. Приходится принимать как данность, что Елена, какой бы она ни была, одним своим видом сводила всех встречных мужчин с ума — даже старцев. А по нынешним меркам она могла быть совсем неинтересной…