Сергиев день

Рубрики: Разное; автор: .

18 июля — день обретения мощей преподобного Сергия, в народе — Сергиев день. По этому случаю я сегодня попала на молебен в Троице-Сергиевой лавре, который служил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Историческая справка

Мощи Преподобного Сергия († 1392; память его 8 октября) были обретены 5 июля (ст. стиля) 1422 г. при преподобном игумене Никоне († 1426; память его 30 ноября). В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия.

В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Митрополит Филарет писал об этом в «Житии Преподобного Сергия»: «По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свой крест и свою смерть». Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней.

Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое!» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода.

При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича († 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Взято здесь: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4161.htm

Вообще-то я в этот день в Лавру не собиралась, считая, что в праздничный день будет много народу, а значит — давка и никакого благочестивого настроения. Однако на литургии в «моём» храме (то есть, в том, который возле моего дома и в который я хожу постоянно) отец настоятель посоветовал всем, у кого есть возможность, посетить в этот день богослужение в Лавре. И я решила пойти. И пошла!

Я, повторюсь, была уверена, что народу будет ну очень много. Оказалось — много, но не толчея. И никакого пропускного режима. И я вдруг поняла, что оторвалась от реальности и давно не видела вблизи нормальных людей. По крайней мере, столько сразу не видела.

В Успенский собор, где служил патриарх, я всё-таки не вместилась, но застала конец литургии в трапезной. Когда из алтаря с Дарами вышло пять епископов, мои глаза слегка округлились, а мозг начал задавать вопрос: «Нельзя ли принять митрофорного протоиерея за епископа?» Получалось, что нельзя — слишком много деталей не совпадают. А когда в алтаре обнаружилось ещё столько же архиереев, мой мозг сломался окончательно. Ну, а когда на площади во время молебна их оказалось больше двух десятков (как говорится, живьём и без охраны) мне пришлось поверить собственным глазам. И всё было прилично видно и очень хорошо слышно (последнее — заслуга современных акустических средств).

А собственно про молебен мне сказать нечего: про молебен не надо рассказывать, на него надо ходить. И жалею я только о двух вещах: во-первых, что не подумала захватить фотоаппарат, и, во-вторых, что не ходила на этот праздник в Лавру в прошлые годы. На будущий год обязательно пойду, если не помешают «обстоятельства непреодолимой силы» (и фотоаппарат прихвачу!), а взамен фоток пока нашла в сети известную миниатюру из жития преподобного Сергия.

Епифаний Премудрый с учениками пишет житие преподобного Сергия Радонежского

Епифаний Премудрый с учениками пишет житие преподобного Сергия Радонежского. Миниатюра из рукописного лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского» XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры

Отзывы (9) на «Сергиев день»
  1. Виктор Боченков7

    Прочитал статью и понял что не все у нас еще язычники с православным лоском!

    Ответить комментатору
    • Княгиня1955

      Язычество — вещь прилипчивая. Само слово «язычество» происходит от славянского «язык», то есть «народ». Это та «естественная» религия, которую конкретный народ создаёт себе сам, из своих наклонностей, вкусов и пристрастий. В этом смысле можно сказать, что каждый человек носит в себе зёрнышки язычества. И метод борьбы тут один: образование + трезвость ума. Оба ингредиента необходимы: первое — как набор знаний, позволяющий понять, что есть что и откуда, а второе — для того, чтобы корректно пользоваться первым.

      Ответить комментатору
  2. Сценарист1

    Вы так расплывчато в комментарии говорите об образовании, что мне не совсем понятно, о каком наборе знаний идёт речь — о светских знаниях, о так называемых духовных, или, допустим, технических. Некоторые ваши высказывания, к сожалению, можно толковать двояко.

    Ответить комментатору
    • Княгиня1955

      Здесь прежде всего необходимо необходимо религиозное образование: верующий человек должен чётко знать, во что верит и что с этой верой несовместимо. Как сказал честертоновский отец Браун: «Да, в некоторые штуки я верю. Именно поэтому я не верю в другие». Однако хорошее светское образование будет очень и очень полезно. Знать всё, конечно, не выйдет, но базовые знания могут пригодиться в любой момент, в том числе и в религиозной жизни. Как именно пригодиться? Например, объяснить неверующему, что вера в данном вопросе вовсе не расходится ни с данными науки, ни с историческими фактами (кстати, невежественному неверующему это всё равно не докажешь, но хотя бы себя с толку сбить не позволишь). Или избежать соблазна увидеть чудо там, где было естественное явление (нередко люди теряют веру оттого, что разочаровались в том, что сочли чудом). В общем, образование рулит — если, конечно, оно действительно образование, а не халтура.

      Примечание: вот думаю сейчас — не написать ли статью-отповедь одному «борцу за трезвость», с которым я столкнулась в соцсети. Я, конечно, за трезвость, но рассказы о «гниющих трупах бактерий», которыми якобы полно пиво, могут только дискредитировать идею трезвости. А всё потому, что чел в школе биологию явно прогуливал. :)

      Ответить комментатору
  3. Виктор Боченков7

    А как в нашей многонациональной стране можно говорить о каком-либо религиозном образовании? =)

    Ответить комментатору
    • Княгиня1955

      А какая связь между национальностью и религией? С точки зрения христианина — никакой. Если вы хотите сказать, что не хватает воскресных школ и православных образовательных учреждений постарше, то это уже вопрос технической реализации: как говорится, сможем, если захотим.

      Ответить комментатору
      • Виктор Боченков7

        А как насчет мусульманства? =))

        Ответить комментатору
        • Княгиня1955

          Это надо спрашивать у самих мусульман. А я расскажу одну реальную байку — к сожалению, не могу в сети найти первоисточник, а читала это в бумажном издании.

          Где-то в сразу-послеперестроечные годы группу мусульманских юношей отправили учиться куда-то на историческую родину ислама — не то в Эмираты, не то ещё куда-то в том же роде. Так вот, ребят из бывшей советской республики ждал культурный шок: они-то все в школе получили приличное естественное образование, а в тамошнем медресе их на полном серьёзе заставили изучать, сколько дней идёт верблюд до седьмого неба, и ещё что-то в том же духе. Кажется, часть из них после этого ушла из ислама вообще — а посылали-то их туда для того, чтоб вырастить новую кузницу кадров незамутнённого наследием СССР ислама. Вот так.

          Ответить комментатору
  4. Людмила4

    Город Сергиев Посад имеет такой почтенный возраст и интересную историю. Хорошо, что до нас дошли многие древние памятники! Надо собраться и мне на экскурсию в Ваш славный город

    Ответить комментатору
Есть что сказать? Не молчим!

Используйте теги: <a href=""> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong> <pre> <ul> <ol> <li> .

Комментарии короче 200 символов публикуются без активной ссылки. Пробелы не учитываются.

Ссылки с комментариев dofollow. Ознакомьтесь, пожалуйста, с правилами dofollow-комментирования. Кто не читает, тот сам себе враг.