О вреде новейшей литературы

Рубрики: Обкрадывая классиков, Пьесы; автор: .

Сия драма написана в рамках литературной игры «Чепуха». Однако отнестись к этой истории следует с полной серьёзностью, иначе как бы чего не вышло. По мотивам А. П. Чехова. Итого я обробингудила Антона Павловича уже трижды, с разной степенью тяжести.

Сцена-монолог в одном действии

Действующее лицо: Иван Иванович Нюхин, муж своей жены, содержательницы музыкальной школы и женского пансиона

Сцена представляет эстраду одного из провинциальных клубов конца XIX века

Гнездо на стопке литературы

Нюхин (с длинными бакенами, без усов, в старом поношенном фраке, величественно входит, кланяется и поправляет жилетку). Милостивые государыни и некоторым образом милостивые государи. (Приглаживает бакены.) По заведённому обычаю жена моя послала меня прочесть вам популярную лекцию в благотворительных целях. Последнее время я, некоторым образом, был нездоров, что заставляло мою жену отклонять предложения такого рода, но теперь этот досадный недуг миновал и она сочла возможным выпу… позволить мне выступить.

Предметом сегодняшней моей лекции я избрал, так сказать, вред, который приносят человечеству новейшие литераторы. Сам я, признаюсь, их трудов в руках не держал, однако жена моя велела читать сегодня о вреде новейшей литературы, вероятно потому, что считает её причиной моей болезни… Впрочем, ввиду недостатка времени не будем отклоняться от темы. Особенно прошу внимания у присутствующих здесь счастливых родителей, которые могут почерпнуть из моей лекции немало предостережений. Современная литература внушает юношеству ложные идеи и непочтительность к старшим…

Я, когда говорю, щиплю себя за бакенбарды, но вы не обращайте внимания; это от рассеянности. Я, вообще говоря, в последнее время стал очень рассеян. Это у меня началось после 15 июня сего года, после того самого дня, когда в нашем доме произошло одно странное событие. Надо вам заметить, что жена моя держит музыкальную школу и частный пансион, то есть не то чтобы пансион, а так, нечто вроде. В пансионе я состою заведующим хозяйственной частью. Я закупаю провизию, проверяю прислугу, записываю расходы, веду уроки, шью тетрадки, вывожу клопов, прогуливаю женину собачку, ловлю мышей, и прочее, что придёт жене в голову. Себе же она взяла самый важный урок, урок, так сказать, хороших манер и вообще этикета.

Ну-с, одним словом, в тот день я должен был читать воспитанницам «Бедную Лизу». Внезапно крик. Когда жена кричит, я стараюсь ей не попадаться, но она звала меня, а если не прийти, она сама найдёт, и тогда… да что тут говорить! Одним словом, прибегаю к ней, а там… Стоит какой-то человек. Мужчина. Надо вам сказать, что мужчин в нашем пансионе нет, чтобы не повредить нравственности воспитанниц. С улицы тоже зайти некому, парадное днём заперто, а у чёрного хода всегда кухарка. И вот, можете себе представить, стоит молодой человек, кричит на мою жену, жена кричит на него, половина воспитанниц в обмороке, кухарка грозится дворником. Положение, одним словом, щекотливое. И тут я.

Жена увидела меня, кричит: «Что ты стоишь столбом, чучело?» Она, когда бывает не в духе, зовет меня так: чучело, или аспид, или варвар. «Варвар»! Знала бы она, что говорит! (На несколько мгновений расправляет плечи, выпячивает грудь и обводит взглядом зрителей.) Да-с… «Тут, говорит, святопреступление происходит, а тебе и дела нет!» Деваться некуда, встал между тем и женой, она меня в спину пихает, он глазами сверлится. Одет чудно́, фрак с чужого плеча и без жилетки. Волосы длинные, не то чтобы как у студента, но вроде как. Не иначе, из идейных. Я чуть памяти не лишился. Тут вижу, он стоит, руки в боки, но не кидается, кулаками не машет. Я духу набрался, говорю: (умоляюще складывает руки и шепчет) «Молодой человек, оставьте нас, уйдите, Христом-Богом прошу…» Тут у меня слова кончились. А он посмотрел на меня и как закричит: «Да уйду я, уйду, вы только покажите где выход, в этих ваших…» ну, тут он выразился… «не найдёшь…»

Одним словом, повёл я его по лестнице. Жена вдогон кричит: «Городового зови, аспид», ругает кухарку, что недосмотрела, кухарка кричит, что никого не видела, воспитанницы галдят на весь дом. Спустились в парадное, там этот гость спрашивает: «Ну чо…» (Помолчав.) Мне иногда кажется, что я каждое слово его помню… помню… а повторить не могу. «Что, говорит, она на меня набросилась? Я спросить хотел, что это за место, а она как кинется: «Приличный дом, приличный дом…» Я, говорит, сказал ей в рифму, чтоб заткнулась, а она совсем из себя вылезла…» Что я отвечу?.. Вывел его из этого содома на улицу и хотел закрыть дверь.

Тут он спрашивает, не знаю ли я, где живёт какой-то Пандорин… Нет, виноват, кажется, Фонарин. (Живо.) Фандорин! Фандорин Эраст, это я запомнил, потому что должен был читать «Бедную Лизу».1 Откуда мне его знать? Тридцать лет мы никуда не ходим, никого не приглашаем, ни с кем не знаемся. И в адресный стол не пошлёшь, не столица. «А где, говорит, здесь место, чтоб поесть? В третий раз, говорит, не туда попадаю». Надо вам сказать, что через два переулка от нас есть приличный трактир. Сам я раньше в нём не бывал, но жена моя посылает туда за обедом, когда от нас уходит кухарка. Кухарки у нас, чтоб вы знали, подолгу не задерживаются. Причиной тому нрав моей жены, это очень скупая, сердитая, сварливая, то есть, бережливая, строгая и добродетельная дама, и оттого прислуга то и дело берёт расчёт. (Оглядывается.) Впрочем, она, кажется, ещё не пришла, её здесь нет, и можно говорить что угодно.

Да, так вот я сказал ему про трактир. Он замялся и спрашивает: «А такие деньги у вас годятся?» И показывает серебряный рубль. «А сколько, говорит, на него можно купить? А покажите мне, как тут у вас в трактир ходят, я не отсюда и не знаю, что тут у вас как».

Не знаю, как он меня уломал. Он вдруг показался мне таким… простодушным… Я боялся, что меня хватятся, и неловко было сказать, что жена не даёт денег, но он сказал, что заплатит за обоих. И мы пошли в этот трактир. Деньги с нас взяли вперёд. Возмутительное недоверие к, так сказать, добропорядочному члену общества и, в некотором роде, представителю юношества!..

Он сказал, что его зовут Слава, Слава Курочкин, можно просто Славик.2 Он обо всём расспрашивал, как будто и вправду видел в первый раз… Неловко вспомнить, что я всё ел, ел, но я был голоден… я всегда бываю голоден. И я наелся досыта, в первый раз за много дней, и даже выпил рюмку водки. И так хорошо на душе стало, и в то же время так грустно… и я посмотрел я на Славика и понял, что надо ему рассказать. И я всё, всё ему рассказал: про мою несчастную жизнь, про пансион, про жену, про то, как она зовёт меня чучелом… Меня никто никогда не слушает. А он слушал. Он ни разу меня не перебил. Только про жену сказал… куда её надо послать, а я не могу… Но я не о том хотел сказать, совсем не о том…

Так вот, когда я говорил, что жена зовёт меня варваром, он засмеялся и сказал: «Ну ты и правда Конан». Надо мной всё время смеются и я молчу, но почему-то от его смеха совсем не было обидно. И он спросил: «Не знаешь, кто такой Конан?» Я признался, что не знаю. И он стал мне рассказывать… что был такой варвар, который потом стал королём… у них это часто бывает… (Замолкает.)

Ещё никто… и никогда… не дарил мне столько внимания. Мы с ним проговорили весь оставшийся день и всю ночь. Я знал, что не дочитал уроков, что жена будет зла, но… Что мне за дело было до жены и до её уроков?..

Ах, какая это была ночь!.. незабываемая! Два раза нас грозились забрать в участок. Вы не думайте, мы не буянили, не шумели. Мы бродили по улицам, присаживались в подворотнях… Из трактира нас попросили, чтобы освободить место. Не мог же я вести Славика в пансион! А он всё рассказывал, рассказывал… иногда пел. Тогда-то нам и грозили участком. Он спрашивал, не надоело ли мне… Не надоело ли мне? Да я бы век слушал! Про героев, про битвы, про дальние страны, про королей, про варваров… особенно про варваров. Раньше я только то и знал, что они разрушили Рим, а тут… Непомерная силища, косая сажень, дубы с корнем, отмахнёт — переулочек, весь в шрамах, лик ужасен, он прекрасен! Ходит куда хочет, сыновья сами собой растут, принцессы наперебой короны дарят. Плавает как рыба и мясо ест каждый день. А вот что они в зверей по своей воле превращаются, в это я не верю. Этому должно быть естественное объяснение.

Потом рассвело. Славик сказал: «Ух ты, уже утро!» Сказал, что ему пора и что Фандорина поищет в другой раз. Он зевал, а у меня ни в одном глазу. Мы распрощались. Он сказал: «Ну, бывай, Конан», и у меня на душе так защипало, так защипало… и стало так тепло и так горько…

Не помню, как я оказался у пансиона, должно быть по привычке. Как я не хотел туда входить, передать нельзя! Никогда, никогда ещё он не был мне так ненавистен! А в окне показалась жена и прошипела чтобы я, аспид, немедленно шёл в дом.

Она отругала меня и не дала завтракать. «Тебя, говорит, чучело, кормить не для чего…» Проверила, не пропил ли я часы, и погнала учить воспитанниц литературе. Я ведь сказал вам, что в пансионе, кроме хозяйственной части, на мне лежит преподавание математики, физики, химии, географии, истории, сольфеджио, литературы и прочего? А за танцы, пение и рисование жена берёт отдельную плату, хотя танцы и пение преподаю тоже я.

Так вот, я уже говорил, что должен был читать им «Бедную Лизу». Весьма полезное чтение, одобренное, способствующее привитию нравственности… жена за этим следит. Я и сам был не прочь поплакать над Лизиными горестями… был не прочь до того дня. Я открыл книгу и не мог прочесть ни слова. Зачем? Я всё равно не могу ей помочь. И я стал рассказывать о варварах. Об их странствиях. О походах. О подвигах. Потом был урок истории, и вместо Александра Великого я снова говорил о варварах. Весь день я думал о варварах… и ещё о Славике. Я вслушивался, мне всё казалось: вот-вот снова закричит жена, и…

Зачем я это вам говорю? Сам не знаю. С того дня я думаю только об одном. Я всё время вспоминаю эти рассказы, варваров и Славика. Когда иду на базар, делаю крюк, чтобы пройти мимо того трактира. А когда шёл в этот клуб, мне казалось, я встречу его здесь. (Напряжённо вглядывается в зрителей.) Славик!.. (Разочарованно вздыхает.) Нет, нет его. Если увидите, скажите, что Иван Иваныч, то есть, Конан душевно по нему скучает. Пусть приходит, он знает куда, а если нет, то музыкальный пансион m-me Нюхиной, Пятисобачий переулок, дом № 13, обойти со двора и постучать в четвёртое окошко справа в первом этаже флигеля. Это чулан, где я ночую и прячусь между уроками. Только пусть не попадается моей жене, иначе всё пропало.

Моя жена… она посадила меня под замок. Не сразу. На другой день, во время урока… Впрочем, нет. Это случилось раньше. Воспитанницы… впрочем, тоже нет, насчёт воспитанниц я узнал потом. Перед уроками… перед уроками я брился. Когда я смотрю в зеркало, мне всегда кажется, что лицо моё как будто разрезано надвое. Это происходит оттого, что в зеркале трещина, то есть не то чтобы трещина, а зеркало разбито пополам и склеено. Это мне всегда мешало, но в то утро я вдруг увидел… увидел в этой трещине шрам, а в нём — признак варвара! И я подумал: если бы у меня, как у варвара, были ещё косы, было бы не так больно, когда жена бьёт по шее. Я отложил бритьё и попробовал… (дёргает бакены) попробовал…

Ничего не вышло. Много ли из вот этого (щиплет бакены) наплетёшь? Или из этого? (Щиплет макушку.) Так, тычки какие-то. И тут ворвалась жена. Жена моя, чтоб вы знали, в комнаты не входит, а врывается. Увидела мою голову и как вцепится: «Ты, говорит, аспид, опозорить меня перед людьми хочешь!» Сперва чуть не вырвала с волосами вместе, а потом схватила щётку и так прошлась, что лучше бы вырвала.

Я должен был догадаться… Она никогда не заходит ко мне по утрам — всегда кричит: «Иди сюда, чучело». Она выгнала меня на урок. Там ждали ученицы и «Бедная Лиза». Я закрыл «Лизу» и стал рассказывать, как Конан стал королём. А через пять минут ворвалась жена и велела, чтобы я шёл за ней.

Она сказала, что я, чучело безнравственное, разрушил репутацию заведения, что воспитанницы ей донесли, как я развращаю их чудовищными рассказами, что она сама в этом убедилась, стоя за дверью, что знает, от кого я, аспид, их набрался, и что он наверняка поднадзорный, и, и… Пока она ругала меня, я молчал. Но когда она взялась за Славика, я… я… Я сказал, чтобы она не смела порочить достойнейшего юношу. А она сказала, что сочинители этих историй — неблагонадёжного направления и их надо на поселение в Сибирь. Я назвал её Гаргульей, Гренделем и Лернейской гидрой. Она позвала кухарку, кухарка позвала дворника. Меня заперли в чулан.

Там я провёл неделю или вроде того. Каждый день жена объясняла мне через дверь, как низко я, аспид, пал, кухарка приносила остатки ужина, а я… Когда сидишь взаперти голодный, чего только не придёт в голову. Я вспоминал одну за другой те истории и подумал… подумал… (Стискивает руки.) В тех историях через одну к героям кто-то приходил. Приходил и говорил, что они избранные. А они… они были обыкновенные. Над ними смеялись, как надо мной. Они могли только мечтать. И вдруг приходил вестник, и рассказывал о другой жизни, и призывал к великим делам. И я подумал… подумал… (Шёпотом) Это как будто про меня… Я был когда-то молод, умён, учился в университете, мечтал, считал себя человеком… И вот не осталось ничего! Я несчастлив, я обратился в дурака, я ничтожество, но вот пришёл Славик, которого я не ждал, и сказал мне, что я Конан, Конан-варвар, и рассказал о варварах… может быть, и я призван? Может быть, и мне ещё назначены великие дела?

О, как бы я хотел узнать, что я не муж моей жены! Я, Конан-варвар, жгучий брюнет, плечи мои широки, синие глаза горят огнём, боевой клич рвётся из мускулистой груди — и враги бегут прочь без оглядки, их шатры пылают, дома рушатся, женщины падают в мои объятья… Чёрт с ними, с женщинами!.. К чёрту эти тетрадки и ноты, эти кисейные шарфики, эти хрустящие юбки, романсы, сольфеджио и арпеджио!.. Огня, огня!.. Спалить к чертям собачьим этот дом, этот пансион, эту галеру, и бежать, бежать, на простор, на волю, к варварам!.. Да, я варвар!.. (Запевает.) «Броня крепка и кони наши быстры… пойдут дружины в яростный поход…» (Сжимает кулаки.) Где мой каменный топор? Где мой двуручный меч? Где танец огня и стали?.. (Сникает.) Я, я обучаю капризных барышень вальсам и польке!.. Они наступают мне на ноги и смеются за моей спиной, а жена твердит: «Так тебе и надо, чучело!»

Я притворился, что всё забыл. Жена выпустила меня из чулана, потому что некому заниматься с воспитанницами, некому вести расходы, некому… Но она следит за мной и проверяет каждый шаг. (Оглядывается.) Я снова читаю ученицам «Бедную Лизу» и «Бедного Вертера», делаю вид, что не замечаю смешки воспитанниц, на вид я весел, а самому так и хочется крикнуть во всё горло: да знаете ли вы!.. знаете ли!..

И я высматриваю среди прохожих Славика. За обед буду платить я: у меня припрятано почти три рубля медью. Жена про них не знает. С тех пор, как она перестала меня запирать, меня посылают бриться к цирюльнику. «Тебе, говорит, аспид, бритву давать нельзя». А я раздобыл старую и бреюсь в ближайшей подворотне. Без мыла, зато деньги остаются у меня. Я нашёл место… (Прижимает губу пальцем и несколько мгновений молчит.) Мне приходится их прятать, потому что жена проверяет мои карманы и обыскивает чулан. А Славик не должен думать, что мне нужен только обед.

Одного я боюсь… ужасно боюсь… Славик говорил, что ищет этого Фандорина… что третий раз попадает не туда… Что если Славик послан не ко мне?.. и я его больше не увижу, не услышу?.. и никогда, никогда… Что, если всё напрасно? Когда я так думаю, свет в глазах меркнет. (Стискивает руками голову.) И я ненавижу этого Фандорина, с которым не встречался ни разу в жизни и никогда не встречусь, ненавижу, как только может ненавидеть человек, ненавижу больше, чем жену… чем… (Поглядев в сторону, выпрямляется и опускает руки.) Однако вот и она. Пришла и ждёт меня. Если спросит, то пожалуйста, прошу вас, скажите ей, что лекция была, что варвар, то есть я, говорил надлежащим образом обличительно и гневно. Иначе она опять запрёт меня и прощай надежда на встречу. (Смотрит в сторону, откашливается.) Она смотрит сюда… (Возвысив голос.) Исходя из того положения, что новейшая литература, о которой я только что говорил, оказывает пагубное воздействие на неокрепшие умы, приобщаться к ней никаким образом не следует, и я позволю себе, в некотором роде, надеяться, что эта моя лекция «О вреде новейшей литературы» принесёт свою пользу. Я всё сказал. Dixi et animam levavi!3 (Кланяется и величественно уходит.)

Подсказки
  1. Героя «Бедной Лизы» звали Эраст. «Бедная Лиза» — сентиментальная повесть Н. М. Карамзина (1792 г.).
  2. Славой Курочкиным звали героя фильма «Приключения в городе, которого нет». Однажды он случайно попал в город, населённый книжными героями. Слава не любил читать и не узнавал известных литературных героев, поэтому с самого начала наделал множество ошибок. Мой Слава родом из более позднего времени, оттого и круг интересов у него несколько другой.
  3. Сказал и душу облегчил! (лат.)
Отзывы (92) на «О вреде новейшей литературы»
  1. Андрей4

    Вот раскрыли глаза человеку и потерял он покой. :-D Акунин виноват и Фандорин. :-D

    Ответить комментатору
    • Княгиня1950

      …Злейших два врага
      Его покоя, мира, сна лишили…

      Ответить комментатору
    • Diko1

      Ахахахах))) да, да, Нет Фандорин тут не причем,. а вот Акунин молодец виновник)) современная литература мне больше нравится) читаю ночями аж =)

      Ответить комментатору
  2. Here1

    Да, современная литература не нравится совсем. Такое ощущение, что люди, читая ее, только тупеют. Фотя, в принципе, из всего можно извлечь пользу, если хотеть.

    Ответить комментатору
    • Алексей9

      Что Вы относите к современной литературе? Я бы просто не обобщал и таких выводов не делал, достаточно много интересных сейчас есть произведение, если есть интерес, то могу в на почту написать парочку книг на вечер.

      Ответить комментатору
      • Княгиня1950

        Не сразу заметила выражение: «парочку книг на вечер». Что же это за книги, которые идут по парочке на вечер? Или имелось в виду количество, а не сроки прочтения?

        Ответить комментатору
        • Сергей12

          Алексей наверное, имел ввиду просто парочку книг.
          А так да, за один вечер в парочку книг не уложишься. Это нужно быть роботом или сверхчеловеком, чтобы читать книги пачками и при этом все понимать и запоминать.
          Я так сейчас читаю в основном техническую литературу, а также различные книги про саморазвитие и здоровье. На большее просто пока нет времени. Классику не читаю.

          Ответить комментатору
          • Княгиня1950

            Вот потому я скептически отношусь к школам скорочтения. Мало пробежаться глазами по страницам — надо переварить прочитанное. Что-то умом, а что-то душой. Ни учебник общей физики, ни роман Диккенса за полчаса не усвоишь. За вечер тоже.

            Ответить комментатору
            • Афанасий Шнипперсон1

              По этой же причине я не люблю аудиокниги. Эдакий продукт для ленивых. При чтении некоторые моменты проглатываются быстрее, некоторые нужно обдумать, а некоторые и вовсе перечитать. Из хорошей книги максимум наслаждения можно получить лишь прочитав её в комфортном темпе, не торопясь.

              Ответить комментатору
              • Княгиня1950

                Аудио… Если аудиокнига начитана хорошим актёром, а аудиоспектакль ещё и хорошо отрежиссирован, то на них можно учиться русскому языку. Но всё же, всё же я тоже не люблю аудио. Читать глазами можно с той скоростью, какая удобна мне, а аудио течёт само по себе. Я не смогла бы слушать даже за рулём автомобиля (ну, если бы он у меня был *CRAZY* ).

                Ответить комментатору
            • Виталий54

              Но можно ведь за один вечер почитать также главу-вторую из серии интересной «парочки книг…» и получить чисто моральное удовольствие, эмоциональное наслаждение.
              Я иногда вечерами подобным образом перечитываю интересные вещи у любимых авторов

              Ответить комментатору
              • Княгиня1950

                Разумеется. Поэтому никакого скорочтения тут быть не может.

                У меня «две главы» обычно не выходит: если я села читать, то не оторвусь, пока полкниги не пройду. :-D Ну или хотя бы четверть. А в ней обычно много больше, чем две главы.

                Ответить комментатору
                • Виталий54

                  А я вот в последнее время уже подрастерял свой порох, который хранился в пороховницах. После второй главы обязательно Морфей — этот крылатый мужчина — ко мне в гости прилетает *TIRED*
                  А так, разве что в дневное время пару-тройку часов выкрою и увлекусь чтивом. И то, частенько совесть меня «шпиняет» — ты чего, дорогой, бездельничаешь? ;)

                  Ответить комментатору
                  • Княгиня1950

                    А меня шпыняет, но пересилить не может. :-D Потому что это КНИГИ! Вот если бы игры, там у совести больше власти, а с книгами ей бороться трудно.

                    Ответить комментатору
                • Виталий54

                  Сорри, не с того блога к Вам, Юлия, зашёл :(
                  Надеюсь, что это и не существенно.

                  Ответить комментатору
                  • Княгиня1950

                    Да право же, я вас не по блогу узнаю, а по персоне. ;)

                    Ответить комментатору
            • Natalya5

              Интересовалась как-то методиками скорочтения, но узнав, что люди достигают благодаря методикам «нечеловеческих» результатов, задумалась.. Разве возможно вникнуть в текст, прочитанный со скоростью 300-500 слов в минуту? Есть методики так намываемого «фоточтения», которые позволяют читать несколько страниц в минуту.
              Если даже есть технологии, благодаря которым текст усваивается полностью, то всегда такой обман человеческой природы выливается в перенапряжение, стресс, что приводит к различным психическим отклонениям.
              Что касается качества современной литературы, то уверенна, что во все времена издаются достойные экземпляры. Только до некоторых произведений еще «не доросли» современники. Такие книги почитаются потомками.

              Ответить комментатору
          • Natalya5

            Интересовалась как-то методиками скорочтения, но узнав, что люди достигают благодаря методикам «нечеловеческих» результатов, задумалась.. Разве возможно вникнуть в текст, прочитанный со скоростью 300-500 слов в минуту? Есть методики так намываемого «фоточтения», которые позволяют читать несколько страниц в минуту.
            Если даже есть технологии, благодаря которым текст усваивается полностью, то всегда такой обман человеческой природы выливается в перенапряжение, стресс, что приводит к различным психическим отклонениям.
            Что касается качества современной литературы, то уверенна, что во все времена издаются достойные экземпляры. Только до некоторых произведений еще «не доросли» современники. Такие книги почитаются потомками.

            Ответить комментатору
            • Княгиня1950

              Безусловно, ценность литературы не определяется годом написания. И сейчас есть люди, способные писать хорошие вещи, и люди, способные читать. Но мутный вал всякой фигни, увы, захлёстывает, а в интернете — особенно.

              Ответить комментатору
    • Андрей12

      Брр… Да это «произведение» еще и таким языком написано. Просто кошмар. Жуткая смесь литературного и «новомодного». И я не понимаю для кого автор его писал.
      Впрочем, его уровень сразу виден. Тот случай когда человек возомнил себя писателем после получения образования.

      Ответить комментатору
      • Княгиня1950

        Это вы кому говорите?

        Ответить комментатору
  3. Максим34

    А мужичок — то тот ещё подкаблучник. Как он вообще на земле этой вымышленной грешной живёт? А вообще он, лучше посмотреть Конана-варвара со Шварценеггером, чем какую-то «бедную Лизу».

    А вообще есть у меня мыслишка, что литература вредна не только новейшая, а вообще вся, за исключением технической. Ибо не помогает заработать на хлебушек, а только время отнимает.

    Ответить комментатору
    • Княгиня1950

      Вот и слава курочкин пожаловал. С маленькой буквы, потому что это имя нарицательное и обозначает не имя, а явление. (Стыдно сказать, я одно время неровно дышала к такому славе… и теперь уверена, что у нас ничего не вышло в том числе и из-за его славокурочкиности.)

      Ответить комментатору
  4. Максим34

    Ну вот, задумался о «мужичке-варваре», а также судьбе его скорбной, и употребил в прошлом комментарии аж три раза словосочетание «А вообще». Жаль нет функции редактировать комментарий.

    Ответить комментатору
    • Княгиня1950

      Читать надо больше! Художественную литературу, написанную хорошим русским языком. Тогда и собственый слог улучшится.

      Ответить комментатору
      • Максим34

        Плагин надо добавить. Simple Comment Editing.

        Ответить комментатору
        • Княгиня1950

          Пробовала — не понравилось.

          Ответить комментатору
        • Denis26

          Да плагин не помешает! А статейка не чо так!

          Ответить комментатору
          • Княгиня1950

            Иван Иванович этого бы повторить не смог… :-D

            Ответить комментатору
      • victorpusaka5

        Не знаю, не однократно об этом слышал, а еще слышал, что если читать много классики то можно поправить грамотность. Но, увы, как писал с ошибками так и пишу *CRAZY* , не смотря на то, что практически боготворю русскую классику и некоторых гениев отечественного литературного цеха перечитывал по несколько раз.

        Ответить комментатору
        • Княгиня1950

          Вы к какому типу примыкаете — к любящим Толстого или любящим Достоевского?

          Ответить комментатору
          • victorpusaka5

            Толстого и только Толстого! Достоевского могу читать только выбранные произведения. Кроме того уважаю и иногда почитываю Тургенева и Гончарова.

            Ответить комментатору
  5. seoonly.ru1

    Хорошо, что хоть что-то читают и на том спасибо

    Ответить комментатору
    • Княгиня1950

      Не могу согласиться. Читать «Майн кампф» — это как, полезно? Или, если не вдаваться в экзотику, обычную рядовую порнушку — полезно? Не думаю. Есть большой пласт недолитературы, которая ни уму, ни сердцу. Чем такое читать, и правда лучше мяч во дворе погонять.

      Ответить комментатору
      • Иван157

        Развлекательные фильмы смотреть можно, но развлекательные книги читать нельзя @= ?

        Ответить комментатору
        • Княгиня1950

          Это вы не мне, это вы поклоннику Шварцнегера скажите. Он, видимо, не знает, что Конана сначала написали и только потом экранизировали.

          А развлекательные фильмы — тоже очень и очень разные. Как и развлекательные книги. Скажем так: развлекательность не исключает полезности для ума и для души. А вот если акцент делается на то, что «мы просто для развлечения, не придирайтесь и не требуйте» — таких оправданий сколько угодно — лучше посмотреть старую комедию. Они-то как раз развлекали и с умом, и с душой.

          Ответить комментатору
          • Иван157

            А что мне неведомый поклонник Шварценеггера? Он вообще-то не против развлекательного времяпровождения.
            Хоть и не понимает при этом «вкус» литературы…
            С познавательной целью вообще-то не всякую литературу стоит читать. Да и фильмы тоже всякие разные — некоторые совсем не познавательны.

            Ответить комментатору
            • Княгиня1950

              Тут я полностью согласна. И про поклонника, и про познавательность.

              Ответить комментатору
    • Micle1

      «С помойки жрать — лучше с голоду сдохнуть» © Чтение ради чтения — не подход. Да и медиа-формат передачи информации никто не отменял. Ну и раздел научной/технической литературы. Я уже не помню когда что либо читал из «чисто текстовых», все гайды, мануалы, инструкции.

      Ответить комментатору
  6. LeonT.

    Ой, и правда Чехов. :-D Совсем как он.

    Ответить комментатору
  7. Наркас2

    Я, конечно, люблю читать. И посоветовать многим могу. Но в современной литературе некоторые авторы не умеют писать или просто не хотят. Но это их дела. Есть авторы, которые пишут однотипные книги, например, Донцова. Пишет иронические детективы, но в основном одно и тоже, только герои разные. Может кому-то и нравятся, а мне нет.

    Ответить комментатору
    • Княгиня1950

      Мне очень интересно: из комментаторов, кроме первого, хоть кто-нибудь прочёл собственно рассказ (точнее, сценку)? Похоже, что все смотрят на заголовок и начинают говорить о современной литературе. А то, что мой герой этого слова не употребляет, приходится объяснять отдельно. И что «новейшая» — это смотря для кого новейшая, тоже.

      Ответить комментатору
      • Княгиня1950

        Хотя нет, ошиблась: ещё один прочёл, как раз тот, который не любит литературу и гуманитариев. *CRAZY*

        Ответить комментатору
    • Константиновна5

      Наркас, я с вами согласна. Не люблю читать Донцову.А она нравится, нравится. И спят с ней, и возят в машине с собой, и обедают с ней, кругом с ней кроме ванной,в туалет не не ходит без неё, без книги.

      Ответить комментатору
Есть что сказать? Не молчим!

Используйте теги: <a href=""> <abbr> <acronym> <b> <blockquote> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q> <s> <strike> <strong> <pre> <ul> <ol> <li> .

Комментарии короче 200 символов публикуются без активной ссылки. Пробелы не учитываются.

Ссылки с комментариев dofollow. Ознакомьтесь, пожалуйста, с правилами dofollow-комментирования. Кто не читает, тот сам себе враг.